Национальный художественный музей Украины, Дом-музей Максимилиана
Волошина и Национальный научно-исследовательский реставрационный центр
Украины при поддержке Министерства культуры АР Крым представили в Киеве проект «
Genius loci. Максимилиан Волошин». Выставка , посвященная 100-летию Дома Максимилиана Волошина в Коктебеле,
представила уникальные артефакты из коллекции музея: документы, личные
вещи и произведения Максимилиана Волошина.
В последний день лета мы посетили эту выставку в Художественном музее или,как говорят киевляне,в " Музее со львами"...
Вот,что нашла в Википедии:
"...Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в
1903—1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он
создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». М.
Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые
тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты
светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают
некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно
передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им
навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой
«страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского
горизонта — какой-то колдовской, все организующий прочерк, облака,
истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти
гармоничные пейзажи к
Киммерийской школе живописи.
"
Известно, что М. Волошин принимался
за живопись в те периоды жизни, когда
умолкала его поэтическая Муза. Однако
литература не уходила вовсе... слово скрытое, не
умолкнувшее до конца, но словно упрятанное
в глубинах потаенного смысла акварелей Максимилиана Волошина. Представленные на выставке произведения образуют серийную
целостность как в стилистическом
отношении, так и по своей тематике.
"...Монотонность акварелей, подобно однообразной мелодии заклинания, сыгранной на одной струне, кажется, шифрует какое-то тайное знание, хранимое в этих изобразительных письменах. Словно следуя логике древнего орнамента, автор активизирует медитативное состояние и переводит акт зрительского восприятия из одномоментного узнавания в процесс погружения в себя. М. Волошин не раз обосновывал в своих статьях и дневниковых записях ценность вынужденных или намеренных ограничений в искусстве, а в тревожные 1920-е годы это становилось особенно понятным. Молчание поэта, облекшееся в форму акварелей, в эти времена переводило стрелку кода на рифмовку зримых форм любимого пейзажа, поэтическая речь лирики трансформировалась в визуальный ритм лирики живописной.
...Огромная эрудиция поэта, его стремление к обозначению духовной вертикали человеческого существования сконцентрировались в складчатом крымском ландшафте, как в складке судеб, рождаемых этим средокрестием средиземноморских цивилизаций. В своем стихотворении «Дом поэта» (1926), хронологически близком этим акварелям, М. Волошин писал:
Здесь вся земля от века сведена. / И та же страсть, и тот же мрачный гений / В борьбе племен и смене поколений. Здесь доминирует античность. Но художник преодолевает и условности истории, выходя в области мифа и освобождаясь от времени как такового. Не только в поэзии, но и явным образом в акварелях видно, как М. Волошин разрушает традиционное противопоставление природы и культуры, нейтрализуя его посредством окультуривания природы и наделения культуры природностью. На первый план выдвигаются мифопоэтические лейтмотивы его «романа» с Крымом. Горную страну он видит населенной нимфами, сатирами и демонами, а их окружают мифологизированные стихии — воды, камня, неба. Камень и вода проходят как важнейшие темы его поэзии, но особенно значимо проявляются в акварели.
Известна любовь М. Волошина к камням, простым камням на дороге, скалам и каменистым тропам, по которым он так много бродил в окрестностях Коктебеля и Феодосии, наконец, к природным замкам из камней в виде горных массивов, ущелий и пещер.
Одним из компонентов пейзажных акварелей выступает робкий персонаж растительного мира — тонкое деревце, куст или очертания кроны, всегда помещенные на переднем плане и решенные предельно графично.
...Вода наделена таким же мифологическим потенциалом смыслопорождения, что и камень: отражая небо с бегущими по нему антропоморфными облаками, вода соединяет нижний и верхний миры, утверждая господство вертикали
человеческого духа. Мотив зеркального
отражения в заливе — еще одна дань
символистскому прошлому — в этих
акварелях достигает емкой иероглифичности,
соединяя в единое целое разрозненные
части изображения. Венцом этого
круговращения выступает изредко
появляющееся светило: тусклый диск на
раскаленном полуденном небосводе или
его отраженные спутники в синеватой
тьме ночного залива..."
Из журнала "Наше наследие"
День выдался совсем не летний,дождливый и довольно холодный. Поэтому,полюбовавшись на акварели М. Волошина мы особо не гуляли,а двинулись по Крещатику в сторону метро...
Но,всё равно по сторонам зевали и видели много любопытного...
ретро-аппарат для продажи газированной воды ...
Есть Дюшес,Тархун,Лесная ягода по 5 грн.; Газ.вода за 2 грн. и Лимонад за 3 грн...для сомневающихся написано,что "усё в порядке!" - не содержит химических добавок и всякой другой гадости...
но было холодно и желающих не наблюдалось...
На Крещатике появилась мобильная библиотека, где с помощью QR-кодов
можно бесплатно скачать классическую зарубежную литературу и
произведения современных украинских писателей. В мобильной библиотеке около 500 электронных книг: классика,
приключения, детективы, фантастика, поэзия, издания по искусству и
сказки. Чтобы скачать книгу, надо подключиться к бесплатному Wi-Fi — mobilna
biblioteka, отсканировать QR-код заинтересовавшего издания и нажать на
экране телефона или планшета «Загрузить». Процесс займёт около минуты,
после книга появится в приложении для чтения. Выбирать формат нельзя:
некоторые издания представлены в ePub, некоторые — в PDF. По выходным
разобраться в ассортименте и особенностях работы системы помогают
консультанты. Вроде, обещали,что проект будет действовать на Крещатике до 1 октября.
Вот так, не спеша,дошли до Бессарабского рынка или просто "Бессарабки".
Это самый известный в Киеве крытый рынок,расположенный "с краешку" Крещатика на Бессарабской площади. Он был открыт в июле 1912 года и работает до сих пор!