вторник, 10 сентября 2013 г.

Выставка «Genius loci. Максимилиан Волошин» и прогулка по Крещатику. 31 августа

Национальный художественный музей Украины, Дом-музей Максимилиана Волошина и Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины при поддержке Министерства культуры АР Крым представили в Киеве проект «Genius loci. Максимилиан Волошин». Выставка , посвященная 100-летию Дома Максимилиана Волошина в Коктебеле, представила уникальные артефакты из коллекции музея: документы, личные вещи и произведения Максимилиана Волошина.
В последний день лета мы посетили эту выставку в Художественном музее или,как говорят киевляне,в " Музее со львами"...


Вот,что нашла в Википедии:
"...Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903—1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». М. Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского горизонта — какой-то колдовской, все организующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи."



Известно, что М. Волошин принимался за живопись в те периоды жизни, когда умолкала его поэтическая Муза. Однако литература не уходила вовсе... слово скрытое, не умолкнувшее до конца, но словно упрятанное в глубинах потаенного смысла акварелей Максимилиана Волошина. Представленные на выставке произведения образуют серийную целостность как в стилистическом отношении, так и по своей тематике.



"...Монотонность акварелей, подобно однообразной мелодии заклинания, сыгранной на одной струне, кажется, шифрует какое-то тайное знание, хранимое в этих изобразительных письменах. Словно следуя логике древнего орнамента, автор активизирует медитативное состояние и переводит акт зрительского восприятия из одномоментного узнавания в процесс погружения в себя. М. Волошин не раз обосновывал в своих статьях и дневниковых записях ценность вынужденных или намеренных ограничений в искусстве, а в тревожные 1920-е годы это становилось особенно понятным. Молчание поэта, облекшееся в форму акварелей, в эти времена переводило стрелку кода на рифмовку зримых форм любимого пейзажа, поэтическая речь лирики трансформировалась в визуальный ритм лирики живописной.
...Огромная эрудиция поэта, его стремление к обозначению духовной вертикали человеческого существования сконцентрировались в складчатом крымском ландшафте, как в складке судеб, рождаемых этим средокрестием средиземноморских цивилизаций. В своем стихотворении «Дом поэта» (1926), хронологически близком этим акварелям, М.  Волошин писал: Здесь вся земля от века сведена. / И та же страсть, и тот же мрачный гений / В борьбе племен и смене поколений. Здесь доминирует античность. Но художник преодолевает и условности истории, выходя в области мифа и освобождаясь от времени как такового. Не только в поэзии, но и явным образом в акварелях видно, как  М. Волошин разрушает традиционное противопоставление природы и культуры, нейтрализуя его посредством окультуривания природы и наделения культуры природностью. На первый план выдвигаются мифопоэтические лейтмотивы его «романа» с Крымом. Горную страну он видит населенной нимфами, сатирами и демонами, а их окружают мифологизированные стихии — воды, камня, неба. Камень и вода проходят как важнейшие темы его поэзии, но особенно значимо проявляются в акварели.
 Известна любовь М. Волошина к камням, простым камням на дороге, скалам и каменистым тропам, по которым он так много бродил в окрестностях Коктебеля и Феодосии, наконец, к природным замкам из камней в виде горных массивов, ущелий и пещер.
Одним из компонентов пейзажных акварелей выступает робкий персонаж растительного мира — тонкое деревце, куст или очертания кроны, всегда помещенные на переднем плане и решенные предельно графично.
...Вода наделена таким же мифологическим потенциалом смыслопорождения, что и камень: отражая небо с бегущими по нему антропоморфными облаками, вода соединяет нижний и верхний миры, утверждая господство вертикали человеческого духа. Мотив зеркального отражения в заливе — еще одна дань символистскому прошлому — в этих акварелях достигает емкой иероглифичности, соединяя в единое целое разрозненные части изображения. Венцом этого круговращения выступает изредко появляющееся светило: тусклый диск на раскаленном полуденном небосводе или его отраженные спутники в синеватой тьме ночного залива..."
Из журнала "Наше наследие"



День выдался совсем не летний,дождливый и довольно холодный. Поэтому,полюбовавшись на акварели М. Волошина мы особо не гуляли,а двинулись по Крещатику в сторону метро...
Но,всё равно по сторонам зевали и видели много любопытного...



 ретро-аппарат для продажи газированной воды ... 
Есть Дюшес,Тархун,Лесная ягода по 5 грн.; Газ.вода за 2 грн. и Лимонад за 3 грн...для сомневающихся написано,что "усё в порядке!" - не содержит химических добавок и всякой другой гадости...
но было холодно и желающих не наблюдалось...


На Крещатике появилась мобильная библиотека, где с помощью QR-кодов можно бесплатно скачать классическую зарубежную литературу и произведения современных украинских писателей. В мобильной библиотеке около 500 электронных книг: классика, приключения, детективы, фантастика, поэзия, издания по искусству и сказки. Чтобы скачать книгу, надо подключиться к бесплатному Wi-Fi — mobilna biblioteka, отсканировать QR-код заинтересовавшего издания и нажать на экране телефона или планшета «Загрузить». Процесс займёт около минуты, после книга появится в приложении для чтения. Выбирать формат нельзя: некоторые издания представлены в ePub, некоторые — в PDF. По выходным разобраться в ассортименте и особенностях работы системы помогают консультанты. Вроде, обещали,что проект будет действовать на Крещатике до 1 октября.


Вот так, не спеша,дошли до Бессарабского рынка или просто "Бессарабки".
Это самый известный в Киеве крытый рынок,расположенный "с краешку" Крещатика на Бессарабской площади. Он был открыт в июле 1912 года и работает до сих пор!






1 комментарий: