вторник, 10 сентября 2013 г.

Выставка «Genius loci. Максимилиан Волошин» и прогулка по Крещатику. 31 августа

Национальный художественный музей Украины, Дом-музей Максимилиана Волошина и Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины при поддержке Министерства культуры АР Крым представили в Киеве проект «Genius loci. Максимилиан Волошин». Выставка , посвященная 100-летию Дома Максимилиана Волошина в Коктебеле, представила уникальные артефакты из коллекции музея: документы, личные вещи и произведения Максимилиана Волошина.
В последний день лета мы посетили эту выставку в Художественном музее или,как говорят киевляне,в " Музее со львами"...


Вот,что нашла в Википедии:
"...Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903—1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». М. Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского горизонта — какой-то колдовской, все организующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи."



Известно, что М. Волошин принимался за живопись в те периоды жизни, когда умолкала его поэтическая Муза. Однако литература не уходила вовсе... слово скрытое, не умолкнувшее до конца, но словно упрятанное в глубинах потаенного смысла акварелей Максимилиана Волошина. Представленные на выставке произведения образуют серийную целостность как в стилистическом отношении, так и по своей тематике.



"...Монотонность акварелей, подобно однообразной мелодии заклинания, сыгранной на одной струне, кажется, шифрует какое-то тайное знание, хранимое в этих изобразительных письменах. Словно следуя логике древнего орнамента, автор активизирует медитативное состояние и переводит акт зрительского восприятия из одномоментного узнавания в процесс погружения в себя. М. Волошин не раз обосновывал в своих статьях и дневниковых записях ценность вынужденных или намеренных ограничений в искусстве, а в тревожные 1920-е годы это становилось особенно понятным. Молчание поэта, облекшееся в форму акварелей, в эти времена переводило стрелку кода на рифмовку зримых форм любимого пейзажа, поэтическая речь лирики трансформировалась в визуальный ритм лирики живописной.
...Огромная эрудиция поэта, его стремление к обозначению духовной вертикали человеческого существования сконцентрировались в складчатом крымском ландшафте, как в складке судеб, рождаемых этим средокрестием средиземноморских цивилизаций. В своем стихотворении «Дом поэта» (1926), хронологически близком этим акварелям, М.  Волошин писал: Здесь вся земля от века сведена. / И та же страсть, и тот же мрачный гений / В борьбе племен и смене поколений. Здесь доминирует античность. Но художник преодолевает и условности истории, выходя в области мифа и освобождаясь от времени как такового. Не только в поэзии, но и явным образом в акварелях видно, как  М. Волошин разрушает традиционное противопоставление природы и культуры, нейтрализуя его посредством окультуривания природы и наделения культуры природностью. На первый план выдвигаются мифопоэтические лейтмотивы его «романа» с Крымом. Горную страну он видит населенной нимфами, сатирами и демонами, а их окружают мифологизированные стихии — воды, камня, неба. Камень и вода проходят как важнейшие темы его поэзии, но особенно значимо проявляются в акварели.
 Известна любовь М. Волошина к камням, простым камням на дороге, скалам и каменистым тропам, по которым он так много бродил в окрестностях Коктебеля и Феодосии, наконец, к природным замкам из камней в виде горных массивов, ущелий и пещер.
Одним из компонентов пейзажных акварелей выступает робкий персонаж растительного мира — тонкое деревце, куст или очертания кроны, всегда помещенные на переднем плане и решенные предельно графично.
...Вода наделена таким же мифологическим потенциалом смыслопорождения, что и камень: отражая небо с бегущими по нему антропоморфными облаками, вода соединяет нижний и верхний миры, утверждая господство вертикали человеческого духа. Мотив зеркального отражения в заливе — еще одна дань символистскому прошлому — в этих акварелях достигает емкой иероглифичности, соединяя в единое целое разрозненные части изображения. Венцом этого круговращения выступает изредко появляющееся светило: тусклый диск на раскаленном полуденном небосводе или его отраженные спутники в синеватой тьме ночного залива..."
Из журнала "Наше наследие"



День выдался совсем не летний,дождливый и довольно холодный. Поэтому,полюбовавшись на акварели М. Волошина мы особо не гуляли,а двинулись по Крещатику в сторону метро...
Но,всё равно по сторонам зевали и видели много любопытного...



 ретро-аппарат для продажи газированной воды ... 
Есть Дюшес,Тархун,Лесная ягода по 5 грн.; Газ.вода за 2 грн. и Лимонад за 3 грн...для сомневающихся написано,что "усё в порядке!" - не содержит химических добавок и всякой другой гадости...
но было холодно и желающих не наблюдалось...


На Крещатике появилась мобильная библиотека, где с помощью QR-кодов можно бесплатно скачать классическую зарубежную литературу и произведения современных украинских писателей. В мобильной библиотеке около 500 электронных книг: классика, приключения, детективы, фантастика, поэзия, издания по искусству и сказки. Чтобы скачать книгу, надо подключиться к бесплатному Wi-Fi — mobilna biblioteka, отсканировать QR-код заинтересовавшего издания и нажать на экране телефона или планшета «Загрузить». Процесс займёт около минуты, после книга появится в приложении для чтения. Выбирать формат нельзя: некоторые издания представлены в ePub, некоторые — в PDF. По выходным разобраться в ассортименте и особенностях работы системы помогают консультанты. Вроде, обещали,что проект будет действовать на Крещатике до 1 октября.


Вот так, не спеша,дошли до Бессарабского рынка или просто "Бессарабки".
Это самый известный в Киеве крытый рынок,расположенный "с краешку" Крещатика на Бессарабской площади. Он был открыт в июле 1912 года и работает до сих пор!






понедельник, 9 сентября 2013 г.

Первое сентября,которое в этом году наступило тридцатого августа...

Так как в этом году первое сентября выходной,то все мероприятия,связанные с началом учебного год перенесли на тридцатое августа...
Наш сын из абитуриента превратился в полноправного первокурсника...Ну,и как тут без торжественных мероприятий?
Погода,конечно,не способствовала,но всё шло своим чередом...



четверг, 5 сентября 2013 г.

"Троллей" через Днепр,обновленная Колонна Магдебургского права и праздничный концерт на Майдане Незалежности. Прогулки по Киеву. Часть третья.

Мы подкрепились и с новыми силами отправились к Арке Дружбы Народов, посмотреть как бесстрашные любители экстрима пересекают реку Днепр по воздуху!  Это развлечение называется "Троллей" и очень популярно в Киеве. Во всяком случае,стояла длиннющая очередь за своей порцией адреналина.
Натянутый трос связывает площадку обозрения Хрещатого парка, где находится старт, с Трухановым островом посреди Днепра, где находится финиш.



Расстояние - 532,61 м; перепад высоты - 50 м; скорость спуска - 60 км/ч; время в полете - 45-60 секунд


Удовольствие недешевое - 150 грн,а если с ребенком (до 8 лет) - 250 грн,то есть это почти 20 долларов за одного и больше 30 долларов за " с ребенком"! Напомню,очередь была довольно длинная! Все любители полетать над Днепром приземляются на Трухановом острове...



...и возвращаются обратно по Пешеходному мосту...


...а обмундирование едет обратно по "канатке"...


Послушали мы восторженные крики,удивились желанию людей выбрасывать деньги,в буквальном смысле,на ветер и отправились вниз по крутой горе к набережной,которую недавно обновили. 


Конечно,мы спустились с определенной целью - полюбоваться отреставрированной Колонной Магдебургского права. Шли мы по набережной и зевали по сторонам...


...Храм Николая Чудотворца - церковь на воде...


...вдалеке виднелся Речной вокзал на Подоле...


...и опять экстрим! "тарзанка" с Пешеходного моста...


Так не спеша и симпатично мы дошли до памятного знака,установленного в честь возвращения Киеву Магдебургского права.


Монумент построили в начале девятнадцатого столетия ( 1802- 1808 г.г.), по чертежам архитектора Андрея Меленского.
Общая высота памятника 23 метра,а самой колонны - 18,4 м



Внутри колонны есть источник,который был построен в виде чаши в 1867 году.


А уже в начале двадцатого столетия в 1915 году построили лестницу ( арх. Михаил Бобрусов),которая дает возможность спуститься к монументу со стороны Филармонии,то есть с Европейской площади по Владимирскому спуску...


В середине этого лета восстановленный памятный знак был торжественно открыт. Многие годы колонна была в очень плачевном состоянии,а лестница разрушена. Конечно,проделанная работа впечатляет! Обновили даже источник в середине колонны,который не работал десятки лет! К памятнику со стороны Днепра ведет подземный переход,стены которого превратили в карту древнего Киева.


Мы в переход не пошли,а подняли по лестнице на Владимирский спуск и дальше - к Европейской площади,с которой начинается Крещатик. В это время на Майдане Незалежности шел праздничный концерт...



А по Крещатику продолжали "наматывать круги" участники Парада Вышиванок...


В параде участвовали представители двадцати областей. Парад и флеш-моб «Вышиванка-dance» проходил днем,а вечером все уже смотрели концерт,который транслировался в прямом эфире каналом "Интер". Вот и мы решили,что пора домой...

вторник, 3 сентября 2013 г.

На Андреевском спуске бывали? Прогулки по Киеву. 24 августа. Часть вторая.

Полюбовались мы затерянной Воздвиженкой и пошли гулять по Андреевскому спуску...




На Андреевском спуске бывали?
Приезжайте, уж если случится.
Вы отсюда уйдёте едва ли
Без какой-то прелестной вещицы!

И вернётесь вы снова и снова.
Тут такая царит атмосфера!
Вышиванки, посуда, подковы...
Колорита и красок без меры!

Атмосферою старого Киева
Не могу я никак насладиться!
Прогуляемся неторопливо...
По кусочку любимой столицы.
Игорь Обуховский



"Андреевский спуск – лучшая улица Киева. На мой взгляд. Крутая, извилистая, булыжная. И новых домов нет. Один только. А так – одно-двухэтажные. Этот район города, говорят, не будут трогать. Так он и останется со своими заросшими оврагами, садами, буераками, с теряющимися в них деревянными лестницами, с прилепившимися к откосам оврагов домиками, голубятнями, верандами, с вьющимися граммофончиками, именуемыми здесь «кручеными панычами», с развешанными простынями и одеялами, с собаками, петухами. Над бывшими лавчонками, превратившимися теперь в нормальные «коммуналки», кое-где из-под облупившейся краски выглядывают еще старые надписи. Это Гончарные, Кожемяцкие, Дегтярные, когда-то район ремесленников...
«Замок Ричарда Львиное Сердце» – №15 по Андреевскому спуску, а ниже его, под горой, – №13, «дом Турбиных», в котором жил и автор пьесы М.А. Булгаков. Теперь он стал вроде даже одной из достопримечательностей Киева. Почитатели Булгакова из разных городов сразу находят его – большое, черное «13» на ярко-белом квадрате видно издалека...
...И вот мы стоим перед этим самым домом №13 но Андреевскому спуску. Ничем не примечательный двухэтажный дом. С балконом, забором, двориком, «тем самым», с щелью между двумя домами, в которой Николай Турбин прятал свои сокровища..."
Виктор Некрасов. "Городские прогулки. Киев." или "Записки зеваки", 1975
Вот так,с легкой руки замечательного писателя, и получили знаменитые дома на Андреевском спуске свои прозвища!


Легенда,связанная с "Замком Ричарда",  построенным в стиле английской неоготики,о том,как  жадность заказчика превратила  шикарный  особняк в "нехороший дом".  Мистику этому дому "подарили" строители,которых обманули при расчете.  В отместку строители изменили что-то в системе вентиляции и печного отопления, и в ветреную погоду в доме раздавались жуткие завывания и стоны.




"Киевский Монмартр", улица художников и туристов - это всё Андреевский спуск! В праздничный день здесь "яблоку негде упасть"!








Проект "piano in the city" на Андреевском...



В доме 2-Б находится удивительный музей - Музей одной улицы. Он посвящен,собственно,самому спуску!


Ну,и конечно,мы зашли перекусить в "Пузату хату"! Трапезничали и любовались видом за окном на Андреевскую церковь.

Пообедав,мы пошли гулять дальше...Но об этом в следующий раз...