воскресенье, 22 марта 2015 г.

Прогулка по Киеву в последний день зимы. 28 февраля


Последний день зимы, зимы без холодов,
Почти что безо льда, почти что без коньков,
Почти без снегирей над тропами для лыж,
Без тающих в обед сосулек скатных крыш,
Без скованных прудов морозом до весны,
Без снега (ну, почти) крахмальной белизны,
Без минус двадцать чтоб на месяц иль на три,
Без чувства красных щёк снаружи и внутри,
Без всякого того простого волшебства
Зимы, как таковой...
И веееч-на-я   вес-нааа...
01.03.2015 Шостакович

Ну,что же...снега давно нет...на улице +6...правда,пасмурно...но разве это помеха,чтобы прогуляться от улицы Владимирской  к Михайловскому собору?..
Улица Владимирская имеет тысячелетнюю историю. Старейший ее участок, от Десятинной церкви и до Софийской площади, возник приблизительно в Х веке и назывался Мостом. Формировалась улица по частям,а целостной Владимирской она стала только в 1930-х годах ХIХ века. Закрыв глаза, можно представить, как по улице идет, задумавшись о вечном, Михаил Булгаков, или, напевая задорную песенку, спешит на концерт Федор Шаляпин - ведь эти люди тесно связаны с Владимирской. Связана эта улица и с именем писателя Виктора Некрасова.


В доме №4  в семье врача родился будущий  писатель , автор знаменитой книги "В окопах Сталинграда". Детские годы Некрасова прошли во Франции, но затем семья вернулась в Киев, где Виктор окончил архитектурный факультет Киевского строительного института. А после травли со стороны Хрущева "за любовь к Западу" Виктор Платоныч  эмигрировал во Францию, где умер в 1987 году. Фильм «Солдаты» (режиссер А.Иванов), снятый по повести «В окопах Сталинграда», был запрещен, но его изредка показывали в праздничные и юбилейные дни - 9 мая и 22 июня - по телевизору, сняв с титров фамилию автора сценария.


Архистратиг Михаил является небесным покровителем Киева...
Внук Ярослава Мудрого Святополк (не путать со Святополком - сыном Владимира, который убил Бориса и Глеба) носил в крещении имя Михаил. Именно он заложил в начале XII века на Старой киевской горе собор, который со временем стал одним из трех главных архитектурных святынь Верхнего Киева, наряду с Десятинным храмом и Софийским собором. Это  Михайловский Златоверхий монастырь. К сожалению,в тридцатых годах прошлого века большую часть архитектурного комплекса монастыря уничтожили при строительстве,так называемого," правительственного квартала"...Возрождение собора началось в девяностых годах двадцатого столетия. Храм,монастырские постройки и площадь перед монастырём восстановили и торжественно открыли в 1998 году на День Киева.


Небесно-голубой, сияющий,даже в пасмурный день,златоверхий Михайловский храм  своей изысканностью, красотой  и удивительной гармонией никого не оставит равнодушным.




Киворий над колодцем в монастырском дворе  украшен золоченым куполом, потолок беседки расписан фресками.  Беседка над источником выполнена в стиле украинского барокко, в одном стиле и цветовой гамме (нежный бело-голубой с золотом) с главным храмом Михайловского монастыря - Михайловского Златоверхого собора.


На заднем плане как раз монстр советской архитектуры,который появился на месте церкви Трех Святителей.
Внутри кивория каменная чаша монастырского источника.




Во время событий Евромайдана Михайловский собор неоднократно оказывал помощь его участникам. После разгона активистов силовиками  здесь нашли приют все те, кто в нем нуждался. В ночь на 19 февраля 2014 территория монастыря превратилась в полевой госпиталь, где была оказана медицинская помощь пострадавшим во время кровавых событий. Здесь медики боролись за жизнь нескольких сотен раненых. В храме Иоанна Богослова оперировали тяжелораненых. В монастыре также разместились: информационный пункт, пункт выдачи продуктов, воды, теплой одежды, склад медикаментов. Святой Михаил - покровитель киевлян - не остался в стороне от людских бед.


Получив огромный заряд духовной энергии,мы продолжили свою прогулку...
Но,об этом расскажу следующий раз...договорились?


суббота, 21 марта 2015 г.

Выставка авторской куклы и современного искусства «ВЕСНА. СHOCOLATE SYMPHONY» 28 февраля

Последний день зимы мы отметили походом на выставку "Шоколадная симфония".
В музее "Духовные сокровища Украины"  открылась удивительная,немного сказочная,выставка "Четыре сезона. Весна"
Выставка "Четыре сезона" – это специализированная выставка, на которой представлены изделия украинских мастеров авторской куклы, художественной вышивки, флористики, живописи, изделий из стекла в технике «Витраж», «Художественный витраж», декоративной росписи по дереву, интересные дизайнерские идеи в оформлении жизненного пространства и многое другое.
Ну,что? идём встречать Весну!

Лариса Богданова


Работы  мастеров и художников с международными именами на месяц поселились в одном пространстве. Авторская интерьерная, коллекционная, текстильная и игровая кукла, живопись и графика, флористика… Яркие образцы декоративно-прикладного мастерства в работах людей, которые своим талантом сумели превратить ремесло в высокое искусство: вышивка, гобелены, художественное стекло, керамика, витраж, примеры дизайнерских интерьерных решений. Центр притяжения выставки - двухметровый кукольный дом с террасой, построенный специально для проекта.




Елена Нужная "Софи"















Наше творческое начало – подарок, данный нам Богом. Пользуясь им, мы дарим в ответ. Эти слова Дж. Кэмерона невероятно подходят к концепции выставки,формат которой предусматривает мастер-классы и уникальную возможность общения  с авторами прекрасных творений,воскресные концерты классической музыки и многие другие мероприятия,в так называемые "фестивальные дни" ... Вот мы как раз попали на "Детский день" на выставке...

Дивные вышитые "сады" Орловой Галины Вениаминовны завораживают...
"Гавайский сад"


"Сад Таити"


"Осенний водный сад"


"Китайский сад"


"Сад Тоскана"



"Константинопольский хамам"


"Глубокое синие море"


Удивительные натюрморты Шинкаренко Наталии Владимировны ...невероятно,но это вышивка...



Вовченко Валентина Александровна  "Пионы и дельфиниум"




"Уютная хижина"



Орлова Елена Олеговна "Коралловые пионы"



Румбокс (от англ. room – комната и box – коробка, дословно: комната в коробке). Это небольшая витрина, представляющая собой миниатюрную комнату или её часть. Как правило, она выполнена в принятом масштабе 1:12. Увлечение кукольными домиками, их изготовление и коллекционирование существовало в Европе издавна. Позже появился румбокс – часть домика, одна комната...
Внешний декор румбокса имеет большое значение. Все зависит от фантазии и изобретательности мастера. Кто-то размещает румбокс внутри чемодана или саквояжа, кто-то делает миниатюру в приемнике, чехле от швейной машинки и даже в книге, румбоксы меньших размеров, размещают например, в коробке от чая и в декоративном фонарике.

Король Александра "Черно-белое фото"







Замечательная презентация на 5 минут
"Сюжет о Всеукраинской выставке авторской куклы и современного искусства "Четыре сезона" - І сезон "Весна "Шоколадная симфония"

И альбом!...как всегда!...любуйтесь!...наслаждайтесь!...восхищайтесь!...



пятница, 20 марта 2015 г.

Арт-проект "ОКНА" в Мыстецком Арсенале 15 февраля

5 февраля в Мыстецком Арсенале открылся межмузейный арт-проект ОКНА. В украинской этнокультуре "окно" воспринималось как сакральная граница между разными мирами – реальным и идеальным, нынешним и грядущим; как своеобразной «глаз» во внешний мир. В идее проекта «окно» выступает символическим медиатором между настоящим и прошлым – возможность заглянуть в мир традиционной культуры и народного искусства, который в наше время переживает необратимые трансформации. В экспозиции впервые представлены 100 уникальных украинских национальных костюмов конца XIX – начала ХХ в. из ведущих музейных коллекций. Сквозным мотивом экспозиции проходит галерея фотографий окон украинских домов из разных уголков Украины, собранных этнографом, исследователем, художником Петром Гончаром в его путешествиях и экспедициях.
Проект призван продемонстрировать высокие образцы народного искусства, актуализируя источники современной идентичности. Ведь на фоне общественных трансформаций, происходящих в последнее время в Украине наблюдается значительное оживление интереса к украинской национальной культуре и традициям. Этносимволика стала частью нашей повседневной жизни, символом солидарности, принадлежности к политической нации, сформировавшейся на общецивилизационных принципах гражданского общества.
сайт «Мыстецкий Арсенал»




и комплект мужской одежды из этого же села...











,
Комплект женской одежды ( Полтавщина,Хорольский р-н,,кон.XIX-нач.XX)


Комплект женской одежды
Полтавщина,Шишацкий р-н,кон.XIX-нач.XX)




"Только малороссиянки и парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как волшебно наряжаются девушки, парни тоже ладно. Это действительно народный, удобный и грациозный костюм, даром, что здоровенные сапоги. А какие дукаты, монисто!!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А язык!!! Просто красота, красота и красота!!!"
 Художник Илья Репин.

Основные элементы украинской народной одежды были сформированы еще в княжеские времена, и позже почти не менялись. Наряды украинцев зависела от места проживания и материального положения населения. По местности можно выделить и особенности одежды определенных регионов Украины, таких как Волынь, Подолье, Полесье, Покутье, Гуцульщина, Бойковщина, Лемковщина, Слобожанщина, Полтавщина и собственно приднепровская Украина. Одежда делилась на праздничную и будничную, зимнюю и летнюю.



При всем многообразии и богатстве локальных вариантов, уже к середине XIX века проявляются определяющие черты украинского народного костюма.
Основной составной частью как мужского, так и женского народного костюма является рубаха - древнейший вид сбитой одежды. Материалом для изготовления рубах служило конопляное или льняное полотно.
Однако в различных историко-этнографических районах Украины (Полесье, Среднее Приднепровье, Юг Украины, Подолье, Карпаты и др.) длительное время сохранялись этнографические особенности, которые в народной костюме наиболее наглядно проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Способы ношения отдельных компонентов и характер объединения их в общие комплексы придавали одежде своеобразие и локальный колорит.



Комплекс женской одежды,Полтавщина,Миргородский р-н,


Женский народная одежда Приднепровья состоял из рубахи, запаски, дерги или плахты, безрукавки, свиты, кожуха. Самой распространенной была мала рубашка с цельнокроеным рукавом. Она была известна и другим восточным славянам. Второй тип рубашек - с прямыми плечевыми вставками (полики или уставки), что пришивались к станку по основе, - был характерен  для Полтавщины. На Киевщине рубашки шились короче, чем в других местностях, длина их достигала колен. Женские рубашки по рукавам, воротника, нагрудном части и по подолу вышивались льняной бело-серой нитью (Левобережье) или красной и черной нитками (Правобережье).  На Полтавщине воротничок, края рукавов и пазуха женской рубашки украшали вышивкой.


Украшения девушки Левобережной Украины, как правило, состояли из того, что собрала ее семья за три поколения. Если в семье было несколько дочерей, украшения матери переходили к старшей, кроме нескольких нитей коралла, сережек, креста и обручального кольца. Младшей родители покупали и собирали бусы, когда она вступала в период девичества – конечно, их было не сравнить с набором старшей.
Комплекс женской одежды
Черкащина,Городишенский р-н










В отдельный комплекс можно выделить одежда населения Карпат. Своеобразием отмечался костюм гуцулов, в котором хранилось много архаичных черт. Мужская рубашка была туникообразного, с характерной вышивкой н на соединении рукавов со станком. Носили ее выпуск и подпоясывали широким кожаным поясом (чересом) с металлическими украшениями и орнаментальным тиснением. Штаны шились из белого полотна (покреници), цветного сукна (крановщицы) или белого сукна. Холоши (штанины) снизу иногда закатывались и вышивались. Самые известные элементы костюма гуцулов - киптар (овчинная безрукавка) и сердак ( короткий пиджак из домашнего сукна темного цвета, с боковыми клинками или без них).
 Сверху одевалась прямоспинна длинная манта с пелериной. Плечевой и верхнюю одежду  плотно и насыщенно украшался вышивкой, аппликациями. Мужчины повязывали шею платком, а волосы подрезали спереди. Из головных уборов распространены были окаймленная мехом шапка и меховая ушанка.  Характерным обувью были лапти, что одевались на портянки или чулки из домотканого сукна (тапочки) Не расставались гуцулы с кожаной, украшенной тиснением и медными бляшками котомкой, которую вешали через плечо (тобивки, дисагы), пороховницей (перехресниця) и топорикиця) і топірцем.








У женщин Закарпатья рубашка  в отличие от общераспространенной на Украине состояла из двух частей: верхней короткой полотняной рубашки «оплечье» и нижней белой полотняной юбки, так называемой «биленники» или «билынники». Своеобразным был крой каждой из частей. Оплечье - рубашка со сплошными рукавами и с разрезом не впереди , как это общепринято в Украине, а сбоку. Перед рубашки имел мелкий узорный сбор на груди, в результате чего образовывалась геометрически декоративная верхняя часть возле шеи, которая называется «обшивка ». Рукава внизу, на запястье также присобирали и декорировали обшивкой, а край рукава делали зубчиками (укр. – фодры). Фартук, который называется «запынка » также, как и юбку собирали в мелкие складки, обшивали по контуру кружевом - «плетенкой». 















Отличительная особенность украинской женской рубахи - обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды.
Понёва - общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. В  Украине существовало несколько разновидностей этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку - плахта.
Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга - повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.
Запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто - разного цвета: одна прикрывала туловище сзади, другая  была поуже первой, надевалась спереди - ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета.
Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками.












Вышивка украинского народного костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду - кожухи, свиты, "юпки", головные уборы - "намітки", "очіпки", "хустки" и др. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становились традиционными. Орнаментальные мотивы разнообразны - геометрические узоры (ромбы, розетки, звезды), растительные мотивы. Способов вышивания и их разновидностей на Украине много. Некоторые из них встречаются во всех этнографических районах Украины, а также в русской и белорусской вышивке. Древнейшими видами народной вышивки были "заволікання", "занизування" и "настилування". Разновидностью последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Почти повсеместно была распространена техника "вирізування", обычно применяемая в комбинации с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка нередко отражала возраст людей, их семейное и социальное положение.
По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Волыни, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные - преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные - для западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской. В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщины, почти вся Харьковщина, Киевщина и северные районы Днепропетровщины и Херсонщины) красный цвет встречается наряду с синим, реже - черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. На Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. По мере приближения к Бессарабии  вышивка обогащается бисером и металлическими украшениями, что приближает ее к молдавской и южнославянской.
















Выставка будет интересна ценителям народного творчества,любителям истории, исследователям...

Мой альбом Exhibition "WINDOWS" (MYSTETSKYI ARSENAL)
https://photos.app.goo.gl/C4uSCvXj4EAYVosr5

Выставка очаровывает и восхищает. Надеюсь и вам,друзья,мои заметки будут интересны. Если понравились - загляните в альбом...