пятница, 20 марта 2015 г.

Арт-проект "ОКНА" в Мыстецком Арсенале 15 февраля

5 февраля в Мыстецком Арсенале открылся межмузейный арт-проект ОКНА. В украинской этнокультуре "окно" воспринималось как сакральная граница между разными мирами – реальным и идеальным, нынешним и грядущим; как своеобразной «глаз» во внешний мир. В идее проекта «окно» выступает символическим медиатором между настоящим и прошлым – возможность заглянуть в мир традиционной культуры и народного искусства, который в наше время переживает необратимые трансформации. В экспозиции впервые представлены 100 уникальных украинских национальных костюмов конца XIX – начала ХХ в. из ведущих музейных коллекций. Сквозным мотивом экспозиции проходит галерея фотографий окон украинских домов из разных уголков Украины, собранных этнографом, исследователем, художником Петром Гончаром в его путешествиях и экспедициях.
Проект призван продемонстрировать высокие образцы народного искусства, актуализируя источники современной идентичности. Ведь на фоне общественных трансформаций, происходящих в последнее время в Украине наблюдается значительное оживление интереса к украинской национальной культуре и традициям. Этносимволика стала частью нашей повседневной жизни, символом солидарности, принадлежности к политической нации, сформировавшейся на общецивилизационных принципах гражданского общества.
сайт «Мыстецкий Арсенал»




и комплект мужской одежды из этого же села...











,
Комплект женской одежды ( Полтавщина,Хорольский р-н,,кон.XIX-нач.XX)


Комплект женской одежды
Полтавщина,Шишацкий р-н,кон.XIX-нач.XX)




"Только малороссиянки и парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как волшебно наряжаются девушки, парни тоже ладно. Это действительно народный, удобный и грациозный костюм, даром, что здоровенные сапоги. А какие дукаты, монисто!!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А язык!!! Просто красота, красота и красота!!!"
 Художник Илья Репин.

Основные элементы украинской народной одежды были сформированы еще в княжеские времена, и позже почти не менялись. Наряды украинцев зависела от места проживания и материального положения населения. По местности можно выделить и особенности одежды определенных регионов Украины, таких как Волынь, Подолье, Полесье, Покутье, Гуцульщина, Бойковщина, Лемковщина, Слобожанщина, Полтавщина и собственно приднепровская Украина. Одежда делилась на праздничную и будничную, зимнюю и летнюю.



При всем многообразии и богатстве локальных вариантов, уже к середине XIX века проявляются определяющие черты украинского народного костюма.
Основной составной частью как мужского, так и женского народного костюма является рубаха - древнейший вид сбитой одежды. Материалом для изготовления рубах служило конопляное или льняное полотно.
Однако в различных историко-этнографических районах Украины (Полесье, Среднее Приднепровье, Юг Украины, Подолье, Карпаты и др.) длительное время сохранялись этнографические особенности, которые в народной костюме наиболее наглядно проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Способы ношения отдельных компонентов и характер объединения их в общие комплексы придавали одежде своеобразие и локальный колорит.



Комплекс женской одежды,Полтавщина,Миргородский р-н,


Женский народная одежда Приднепровья состоял из рубахи, запаски, дерги или плахты, безрукавки, свиты, кожуха. Самой распространенной была мала рубашка с цельнокроеным рукавом. Она была известна и другим восточным славянам. Второй тип рубашек - с прямыми плечевыми вставками (полики или уставки), что пришивались к станку по основе, - был характерен  для Полтавщины. На Киевщине рубашки шились короче, чем в других местностях, длина их достигала колен. Женские рубашки по рукавам, воротника, нагрудном части и по подолу вышивались льняной бело-серой нитью (Левобережье) или красной и черной нитками (Правобережье).  На Полтавщине воротничок, края рукавов и пазуха женской рубашки украшали вышивкой.


Украшения девушки Левобережной Украины, как правило, состояли из того, что собрала ее семья за три поколения. Если в семье было несколько дочерей, украшения матери переходили к старшей, кроме нескольких нитей коралла, сережек, креста и обручального кольца. Младшей родители покупали и собирали бусы, когда она вступала в период девичества – конечно, их было не сравнить с набором старшей.
Комплекс женской одежды
Черкащина,Городишенский р-н










В отдельный комплекс можно выделить одежда населения Карпат. Своеобразием отмечался костюм гуцулов, в котором хранилось много архаичных черт. Мужская рубашка была туникообразного, с характерной вышивкой н на соединении рукавов со станком. Носили ее выпуск и подпоясывали широким кожаным поясом (чересом) с металлическими украшениями и орнаментальным тиснением. Штаны шились из белого полотна (покреници), цветного сукна (крановщицы) или белого сукна. Холоши (штанины) снизу иногда закатывались и вышивались. Самые известные элементы костюма гуцулов - киптар (овчинная безрукавка) и сердак ( короткий пиджак из домашнего сукна темного цвета, с боковыми клинками или без них).
 Сверху одевалась прямоспинна длинная манта с пелериной. Плечевой и верхнюю одежду  плотно и насыщенно украшался вышивкой, аппликациями. Мужчины повязывали шею платком, а волосы подрезали спереди. Из головных уборов распространены были окаймленная мехом шапка и меховая ушанка.  Характерным обувью были лапти, что одевались на портянки или чулки из домотканого сукна (тапочки) Не расставались гуцулы с кожаной, украшенной тиснением и медными бляшками котомкой, которую вешали через плечо (тобивки, дисагы), пороховницей (перехресниця) и топорикиця) і топірцем.








У женщин Закарпатья рубашка  в отличие от общераспространенной на Украине состояла из двух частей: верхней короткой полотняной рубашки «оплечье» и нижней белой полотняной юбки, так называемой «биленники» или «билынники». Своеобразным был крой каждой из частей. Оплечье - рубашка со сплошными рукавами и с разрезом не впереди , как это общепринято в Украине, а сбоку. Перед рубашки имел мелкий узорный сбор на груди, в результате чего образовывалась геометрически декоративная верхняя часть возле шеи, которая называется «обшивка ». Рукава внизу, на запястье также присобирали и декорировали обшивкой, а край рукава делали зубчиками (укр. – фодры). Фартук, который называется «запынка » также, как и юбку собирали в мелкие складки, обшивали по контуру кружевом - «плетенкой». 















Отличительная особенность украинской женской рубахи - обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды.
Понёва - общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. В  Украине существовало несколько разновидностей этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку - плахта.
Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга - повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.
Запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто - разного цвета: одна прикрывала туловище сзади, другая  была поуже первой, надевалась спереди - ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета.
Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками.












Вышивка украинского народного костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду - кожухи, свиты, "юпки", головные уборы - "намітки", "очіпки", "хустки" и др. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становились традиционными. Орнаментальные мотивы разнообразны - геометрические узоры (ромбы, розетки, звезды), растительные мотивы. Способов вышивания и их разновидностей на Украине много. Некоторые из них встречаются во всех этнографических районах Украины, а также в русской и белорусской вышивке. Древнейшими видами народной вышивки были "заволікання", "занизування" и "настилування". Разновидностью последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Почти повсеместно была распространена техника "вирізування", обычно применяемая в комбинации с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка нередко отражала возраст людей, их семейное и социальное положение.
По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Волыни, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные - преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные - для западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской. В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщины, почти вся Харьковщина, Киевщина и северные районы Днепропетровщины и Херсонщины) красный цвет встречается наряду с синим, реже - черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. На Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. По мере приближения к Бессарабии  вышивка обогащается бисером и металлическими украшениями, что приближает ее к молдавской и южнославянской.
















Выставка будет интересна ценителям народного творчества,любителям истории, исследователям...

Мой альбом Exhibition "WINDOWS" (MYSTETSKYI ARSENAL)
https://photos.app.goo.gl/C4uSCvXj4EAYVosr5

Выставка очаровывает и восхищает. Надеюсь и вам,друзья,мои заметки будут интересны. Если понравились - загляните в альбом...

2 комментария:

  1. Спасибо, Таня, спасибо за описание деталей народного костюма и другие подробности. Приятного дня. Я кажется научилась писать комментарии :)) ♥

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Майя! Дорогая подруга!
      Я очень старалась,перелопатила много информации...
      очень Вам признательна,что оценили мой труд!
      спасибо,что читаете мои заметки!

      Удалить